Истина классификаций в систематике
А. А. Стекольников
Линнеевский сборник
(Сборник трудов Зоологического музея МГУ, 48, Москва, Изд-во МГУ):
101-122 (2007).
АННОТАЦИЯ
Классификация,
рассматриваемая с точки зрения традиционной логики, является только
одним из аспектов биологической таксономии, общим у нее с другими
дисциплинами (геологией, археологией, лингвистикой и т.д.). В настоящей
работе вопрос об истине изучается именно в этом аспекте. Кратко
охарактеризованы корреспондентная теория истины и метод определения
истины в рамках эмпиризма. Неадекватность корреспондентной теории
показана на примере работ по теории систематики Павлинова (2004) и
Зуева (2002). Затем разрабатывается вариант идеалистической концепции
истины, противостоящий как корреспондентной теории (и метафизическому
реализму), так и эмпиризму. Основная идея этой концепции состоит в том,
что истина знания заключается в зависимости знания от сознания; только
сознание придает существование эмпирической реальности как таковой,
сообщая ей форму. Эта концепция происходит из того самого интереса к
бытию, который был характерен для европейской философии с момента ее
возникновения и который может служить критерием для определения науки в
ее отличии от других форм познания. Однако в отличие от классической
идеи истины, предполагаемый ответ на вопрос о бытии в рамках нашей
концепции состоит в том, что любой данный предмет является артефактом,
а не элементом объективной реальности.
Согласно
нашей идее, истина классификации состоит в выявлении произвольности
классов. Классификации как процедуры создания классов вообще не
существует, поскольку классообразующие свойства, основание
классификации, высший род и классифицируемые объекты уже даны;
деятельность исследователя-систематика может состоять только в
диагностировании объектов (т.е. отнесении их к соответствующим классам)
или же в перестройке системы классов. Однако в процессе составления
диагноза систематик анализирует деятельность диагностики и, таким
образом, осуществляет критику процесса узнавания, в который сам же был
вовлечен ранее, производя диагностику. Это позволяет ему осознать
произвольность любой данной классификации и затем приступить к ее
перестройке. Однако истина заключается не в новой классификации как
таковой, а именно в этом осознании произвольности, которое приводит к
освоению систематиком сферы субъективности.
Составитель
диагноза обращает внимание на восприятие признаков, но он обычно не
ставит вопроса о том, откуда берутся определяемые объекты. Однако
биологическая систематика способна критично отнестись и к своим
объектам, хотя и вне рамок традиционной теории классификации.
Рассмотрение
систематика в качестве субъекта знания не может проигнорировать его
телесность, а именно обладание чувствами. Распространенное мнение о
том, что картезианское основание науки предполагает рассмотрение
чувствующего тела как чисто внешнего объекта, противоположенного чистой
мысли, не вполне справедливо. Начальная стадии изложения Декартовской
концепции в "Meditationes de Prima Philosophia"
трактует чувство как атрибут "мыслящей вещи". Субъект знания и в самом
деле начинает с сомнения в чувстве, однако заканчивает он включением
чувства в область чистой мысли.
|