Главная > Тексты
> Философия
> Общество
Старый афоризм и новая идеология
Известный афоризм "Наука - это удовлетворение
личного любопытства за государственный счет" содержит в самом себе
собственное опровержение. В самом деле: выражение "личное любопытство"
предполагает, что бывает и такое любопытство, которому нельзя придать
статус личного. Но понятно же, что именно такое любопытство как раз и
можно назвать наукой (если любопытство вообще - это желание знать
что-то, не имеющее непосредственного практического значения). В случае
личного любопытства человек является конечным потребителем информации,
а ученый свои результаты стремится опубликовать, предоставить во
всеобщее пользование. Поэтому, когда ученый высказывает это изречение,
он воспринимает его в качестве шутки, с оттенком самоиронии.
В последнее время в
определенной среде можно услышать слова, которые по
содержанию достаточно похожи на упомянутый афоризм. Это утверждения о
том, что ученый "существует на средства налогоплательщиков" и потому
обязан оправдывать перед ними свое существование. При всей внешней
похожести, смысл здесь иной, чем в старом афоризме. Называя стремление
ученого к познанию "любопытством", да притом еще и "личным", афоризм
акцентирует внимание на бесполезности науки. Причем неявно
подразумевается, что польза - это объективная характеристика. Напротив,
современные взгляды снимают вопрос о пользе. Главное - что наука
обслуживает "налогоплательщиков": они могут требовать от науки пользы,
а могут - и удовлетворения собственного любопытства. Раньше ученый "за
государственный счет" получал некие объективно полезные или объективно
бесполезные результаты и был подотчетен государству, регулирующему
научную деятельность, исходя из представлений о ее пользе. А теперь
выстраивается, вроде бы, чисто экономическая картина - обмен денег на
услуги, причем существование услуг оправдано ровно постольку, поскольку
на них имеется спрос, а не потому, что они объективно "полезны". Если
есть, скажем, спрос на снятие порчи и сглаза, то деятельность колдунов,
которые этим занимаются, безусловно оправдана, независимо от того,
существуют ли вообще в природе такие явления, как порча и сглаз.
Казалось бы, такая редукция науки к экономике
перемещает вопрос об ответственности ученого в область элементарной
трудовой этики. Ученый как работник ответственен перед своим
работодателем или заказчиком - неким юридическим лицом (например,
институтом РАН, самой РАН, РФФИ и пр.). А этот работодатель уже
вступает в какие-то отношения с остальным миром - правительством РФ,
законодательной властью и т.д. Откуда же берутся "налогоплательщики",
которые не являются ни определенным лицом, ни даже какой-то группой с
более или менее едиными интересами? Думаю, что эта фиктивная сущность
возникает из осознания неадекватности представления о полной
автономности экономической жизни. И, вместе с тем, из невозможности от
него отказаться. Есть круговорот бабла в природе - и ничего более. Но
кому же хочется сознавать себя всего лишь песчинкой в этом круговороте?
Из такой дилеммы находится выход: создается представление об абсолютном
источнике бабла, в осознанном отношении к которому и заключается
понятие "должного", в отличие от "сущего". Этот абсолютный источник и
есть "налогоплательщики", заменившие собой "производителей" советской
идеологии.
Разумеется, приводить какие-либо аргументы против
этого представления бессмысленно (напоминать, скажем, о том, что источником
финансирования науки являются налоги с юрлиц, а не физлиц).
Абсолютное потому и абсолютно, что оно априорно, а следовательно,
неопровержимо. Советский гегемон от пивного ларька был прав априори,
потому что он "производил" (хотя производство могло быть убыточным, а
его продукт - бесполезным), а вот "ничего не производящие" интеллигенты
должны были доказывать, что они полезны народу. И тут могли возникать
интереснейшие коллизии, когда эти последние сами начинали обвинять друг
друга в бесполезности. Они
и сейчас продолжают этим заниматься. Кто же суть главные
обвиняемые? Да те же, кто и раньше: те ученые, которые просто делают
свое дело, без оглядки на то, является ли выбранная ими тема
идеологически правильной (или грантоприносящей), а методы исследования
- соответствующими марксистско-ленинской теории (или догмам кладизма).
Александр
Стекольников, 2011
Источник: http://trombicula.livejournal.com/144596.html
|