Главная > Тексты
> Экспедиции
> Методика
Почему я хожу в одиночные походы
Прежде
всего заявляю, что я вообще не любитель одиночных походов. Все время
такого похода меня не покидает какое-то тревожно-тоскливое ощущение.
Пик
этого ощущения приходится на первые минуты после того, как остаешься
один (допустим, еще в городе, когда выходишь из дома, чтобы ехать на
вокзал). Райнхольд Месснер в "Хрустальном горизонте", описывая свои
ощущения во время одиночного восхождения, говорит: "Идти
одному несравненно труднее и опаснее, а главное - это психическая
нагрузка, которая увеличивается в несколько раз. Все, что мне предстоит
сделать, в
том числе и спуск, сидит во мне как заноза, а во время остановок
собственная фантазия раздувает страхи до галлюцинаций"
(ссылка).
Про занозу - это сказано очень точно: мне это вполне понятно и знакомо.
Конечно, до бесед с собственным рюкзаком у меня дело не доходило,
однако кое-какие слуховые галлюцинации случались (в трехдневном
киргизском походе по урочищу Сокулук) - это тоже характерная примета
одиночного похода. Особенно неприятно в одиночку сидеть вечером у
костра
в лесу. Первый опыт дает массу острых ощущений, поскольку еще нет
привычки к разным лесным звукам. Веткопад, например, сначала кажется
чьими-то подкрадывающимися шагами. Еще при первой одиночной ночевке (в
Краснодарском крае, в районе Анапы) меня очень пугали жуки-олени,
которые в сумерках время от времени пролетали мимо и натыкались на
деревья. Потом, конечно, начинаешь распознавать такие явления и уже
механически отмечаешь, что вот, ветка упала, или жук пролетел, или
шакал
завыл и т.п. Но, тем не менее, и при таком навыке все равно радость от
общения, так сказать, с природой теряется в большой степени. Вместо
возвышенного состояния духа приобретаешь какое-то мышиное самоощущение:
так и тянет поскорее забиться в норку (т.е. в палатку). В
одиночном походе физически тяжело, потому что самому приходится тащить
и палатку, и кухню, и прочее. В группе общественное снаряжение
распределяется между участниками, причем, если среди них есть особо
сильные, то есть шанс и вообще остаться только с личными вещами. И,
разумеется, техника безопасности тоже не сводится к каким-то
бюрократическим глупостям, придуманным, чтобы усложнить туристу жизнь,
и
в одиночном походе, вероятно, на самом деле опаснее, чем в обычном.
Можно иногда встретить утверждение, что ничто так не позволяет узнать
реальные границы своих возможностей, как одиночный поход. Позволю себе,
однако, заметить, что поход вдвоем с более сильным и опытным спутником
позволяет узнать это в еще большей степени: во-первых, есть с кем
сравнивать, а во-вторых, опытный спутник затащит вас в такие места,
куда
вы в одиночку и не сунулись бы! Другое дело, если вы достигли такой
крутизны, что сильнее уже никого не найти. Тогда, быть может, и имеет
смысл идти по стопам Буля, Бонатти и прочих монстров. Но новичок,
изображающий из себя Месснера, скорее всего, будет просто смешон. Конечно,
удачно проведенный одиночный поход дает большое удовлетворение. Скажем,
в 1999 году я не смог дойти до Аутля вместе с сотрудником нашего
института (Зоологический институт РАН, Санкт-Петербург)
Володей Гнездиловым,
потому что упал и вывихнул руку. Зато на следующий год я успешно прошел
весь маршрут от Отдаленного до Марьино в одиночку (было одно ошибочное
отклонение в сторону, но не такое уж значительное, и еще несколько
мелких неприятностей, вроде потери компаса в начале похода и
перегорания
лампочки в фонарике в тот момент, когда свет действительно был очень
нужен - это все описано в моем отчете Аутль 2000:
читатель может убедиться, что каких-то действительно опасных ситуаций
там не было). Со спортивной точки зрения этот поход, безусловно, ничего
особо выдающегося из себя не представляет. Шел я по стандартному
туристскому маршруту, по лесным тропам, а не по ледникам и скалам.
Маршрут, в общем, детский: по нему и ходят в основном школьники (см.
например, отчет о походе членов кружка ЦВР "Сокольники"
в 1993 году). Но мне этот поход представляется одним из высших
достижений в жизни, хотя у меня есть публикации, описания новых видов и
кое-какие другие научные результаты (да взять хотя бы и степень
кандидата наук!). И
тем не менее, не думаю, что благополучное завершение похода на Аутль
доставило бы мне меньше радости, если бы там со мной был, скажем, тот
же Володя Гнездилов. Все равно заслуга в подготовке и проведении похода
осталась бы за мной. Но спутника, увы, найти удается не всегда.
Дело в том, что нас, полевых зоологов, довольно мало, и у каждого есть
свои интересы, касающиеся места, времени и способа проведения
экспедиции. Специалисты по жужелицам, например, предпочитают собирать
материал весной или, если летом, то в высокогорье, потому что жужелиц
особенно много под камнями у
края тающего снежника. Сборщикам клопов, цикадок и прочих
растительноядных насекомых, наоборот, лучше дождаться середины лета,
когда трава полностью вырастет, но еще не начала сохнуть. У моих
объектов, клещей-краснотелок, пик численности начинается в августе и
достигает максимума в сентябре-октябре. Далее: допустим, мне надо
провести сбор материала на массиве Лагонаки. Но все мои знакомые
зоологи
там уже были! Искать же попутчиков среди обычных туристов практически
не имеет смысла - у них совсем другие цели: походить по живописным
местам, пройти категорийный перевал и т.д. Какой турист-горник
согласится в хорошую погоду несколько дней сидеть в лесу, в
каком-нибудь
ущелье?! А у зоолога самые интересные сборы часто бывают именно в таких
вот скучных местах. Скажем, один из самых результативных уловов в моей
практике был произведен в Гузерипле, прямо в поселке, на задворках
коровника! Поэтому,
как ни стараюсь я избегать одиночных экспедиций, нередко иного выхода
не получается. Однако можно задать вопрос: а насколько такой выход
вообще оправдан? Не следует ли в подобном случае просто оставаться
дома? В конце-концов, никакой научный материал не стоит того,
чтобы из-за него серьезно рисковать жизнью. Ученый, угробившийся в
экспедиции, все равно не сможет этот материал обработать, а так,
оставшись дома, он бы смог найти удобный случай для сбора когда-нибудь
потом. (В систематике часто бывает, что той или иной группой животных
во
всем мире занимаются один-два специалиста. Поэтому, когда систематик
умирает, его коллекция нередко остается без присмотра и со временем
пропадает. Иногда ее потом просто не могут найти, потому что никто не
помнит, в каком шкафу она лежала!). Попробую привести некоторые
соображения в пользу того, что одиночная экспедиция, несмотря на свою
тяжесть, не настолько опасна для жизни, чтобы категорически от нее
отказываться. Основное
возражение против одиночного хождения как такового заключается в
следующем: "А если случится травма или внезапное тяжелое заболевание,
что тогда? Если вы, допустим, сломаете ногу?" На этот вопрос опытные
"солисты" отвечают примерно так: "Когда человек сознает, что, в случае
чего, помощи ждать неоткуда, то он и ведет себя осторожнее; в
результате, разные несчастные случаи становятся менее вероятными!"
Добавлю к этому, что альпинист, сломавший ногу где-нибудь в
районе вершинной пирамиды Эвереста или провалившийся в трещину на
леднике, находится в несколько иной ситуации, чем путешественник по
краснодарским или уральским предгорьям, получивший травму в одиночном
походе. Почитайте
Отчет Николая Александрова:
человек получил перелом шейки бедра (один из тяжелейших переломов,
какие только бывают) и, тем не менее, без посторонней помощи добрался
по
горам до ближайшего поселка, который находился в сутках пути! Тут
опытный турист-инструктор, естественно, начнет рассказывать о трупах с
рюкзаками, которые находили чуть ли не в области маршрутов выходного
дня, где-нибудь на горе Ачишхо или в районе Фишта. На это я спрошу:
"Вам ведь, конечно, попадались на маршрутах туристы-одиночки?
Вспомните-ка, какая категория лиц среди них нередко встречается? Не
правда ли, часто это просто полусумасшедшие, у которых, допустим,
съехала крыша на почве оккультизма, полагающие, что горы - это особенно
подходящее место для медитаций?" Такие люди подвергаются повышенной
опасности всегда и везде, даже в своей собственной комнате (я с этим
сталкивался, на примере некоторых своих знакомых) - а уж тем более в
горах! Если кто-то из читателей не знает, сообщаю, что есть даже такая
категория: "религиозный туризм". Это когда человек, допустим, стремится
взобраться на ту или иную гору из-за особой "энергетики" этого места,
или чего-то подобного. Особенно много всего на эту тему попадается при
поиске в интернете материала по туризму на Алтае. Так вот, разумно ли
валить в одну кучу доморощенных экстрасенсов и ученых, собирающих
материал для своей работы, и говорить потом об опасности одиночных
походов как таковых? Кстати, буду очень обязан, если кто-нибудь сообщит
мне достоверные случаи гибели в одиночных походах зоологов, ботаников
или, скажем, геологов: мне такие случаи неизвестны. "А если
нападут какие-нибудь разбойники?..." Что тут можно сказать? Разбойники
в горах, действительно, попадаются, правда, преимущественно в
ближайших окрестностях крупных поселков. Я знаю даже случай, когда один
из моих коллег в одиночном походе провел какое-то время в компании
пьяного и вооруженного свана, который щелкал затвором и обещал его
расстрелять (потом, правда, переключился на что-то другое и забыл об
этой интересной идее). Но это исключение: обычно в горах люди намного
добрее и приветливее, чем в городе. Тем более по отношению к одинокому
путнику, приютить и накормить которого - Божье дело. (Другой мой
коллега, кстати, если верить рассказам о нем, этим бессовестно
пользовался и, случалось, вообще не брал в поход продуктов - его
кормили
встречные чабаны.) Удивительно, что, когда сообщаешь, что едешь в
экспедицию на Кавказ, пугаются не только женщины, но и вполне разумные
мужики: "Да там же боевики! Там же война идет!". Что с людьми делают
средства массовой информации!... И элементарная географическая
безграмотность: некоторые просто не знают, что Чечня находится на Восточном Кавказе, а Краснодарский край - на Западном,
то есть, в его противоположной части! Приезжаешь на Кавказ, а там
говорят: "Ну, как там ваша криминальная столица? Стреляют, небось,
убивают направо и налево, на улицу нос не высунешь?... То ли дело у нас
на Кубани: тихо все, мирно, спокойно..." Замечу
еще, что одинокий путешественник может, при желании, успешно поиграть в
диверсанта и пройти самые криминально-опасные места (а именно
окрестности поселков) скрытно и незаметно, а ночевать в таких уголках,
где его не найдут, пожалуй, и пограничники с собакой. Большой группе
это
сделать сложнее. И потом, сдается мне, что такой одинокий волк может
вызвать у какой-нибудь местной шпаны меньшее желание к нему пристать,
чем тургруппа. Один человек - кто его знает, что он за птица? Может
быть, он особо крутой? Может быть, у него пистолет в кармане? А то
почему он не боится один ходить? Вот с тургруппой все понятно: у них-то
пистолета точно нет! В тургруппе наверняка есть девушки - вот вам и
повод подраться, получить в глаз, в общем, весело провести время! Наконец,
я предвижу и такое замечание: "Допустим, опытный турист, инструктор, и
может позволить себе пройти в одиночку хорошо знакомый ему
маршрут. Но как можно доверять какому-то зоологу, человеку, далекому от
туристского сообщества, не знающему альпинистской техники, не
сдававшему соответствующие экзамены, не прошедшему курс тренировок под
руководством профессионалов? Как он сможет оценить свои силы и
возможности? Да он заблудится в трех соснах, упадет на ровном месте и
утонет в первой луже!" Вообще
говоря, справедливо и это. Но, опять же, и тут имеют место некие
"смягчающие обстоятельства". Как есть сообщество туристов-спортсменов,
так существует и сообщество полевых биологов. И у нас есть
преемственность экспедиционной традиции, передача новым поколениям
походного опыта и взаимное обучение. Кроме того, эти сообщества и не
совсем изолированы друг от друга. Многие зоологи ходили и
в спортивные, официально оформленные походы (преимущественно, конечно,
в
далеком советском прошлом, во времена массового туризма). Есть также
туристы, занимающиеся полевой биологией как любители. Ну и, наконец, с
появлением интернета любому обладателю компьютера и модема стал легко
доступен большой массив справочной и прочей туристской информации, в
том
числе и самые свежие сведения об обстановке в том или ином районе,
полученные от очевидцев на каком-либо туристском форуме. Так, мой
вышеупомянутый удачный поход на Аутль в 2000 году был весьма полно
обеспечен описаниями маршрута, полученными исключительно из
опубликованных в интернете туристских отчетов. И
потом, приобретение опыта одиночных походов может быть осторожное и
постепенное. Так и было в моем случае. Началось все с одиночных
экскурсий, продолжительностью в несколько часов, разумеется, без
ночевки. Было это в южном Дагестане. Там я впервые понял, как можно
заблудиться в горах. Обстоятельство, казалось бы, очевидное: вверх из
любого места, где ты находишься, ведет один путь, а вниз - много.
Соответственно, возникает проблема выбора из множества путей одного,
единственно правильного. Тут еще может опуститься туман, в котором
легко
потерять вообще всякую ориентацию. При ошибке можно спуститься не в ту
долину и очень долго оттуда выбираться, или оказаться на крутых скалах.
Мне этого удалось избежать (появился разрыв в облаках, через который я
увидел "свою" долину), но общее впечатление было очень, на мой взгляд,
важное и крепко запоминающееся. Может быть, новичку вообще полезно
заблудиться в первом же походе - тогда в дальнейшем он уже будет очень
осторожен. Потом
была пара опытов одиночных ночевок как таковых в причерноморских лесных
предгорьях. Первый раз я просто остался один в заранее поставленной
палатке, а утром снял ее и спустился в базовый лагерь. Второй раз уже
прошел некоторый самостоятельно выбранный маршрут, заночевал на лугу в
спальнике, без палатки, и утром спустился обратно по пути подъема.
Третья одиночная ночевка отличалась маршрутом большей сложности и
продолжительности: меня оставили на западном склоне хребта Аибга, на
высоте 1500 м, я поднялся по нему примерно до высоты 2000 м, поставил
палатку, переночевал, а на следующий день спустился в Красную Поляну
(предварительно разобрав попавшийся за ночь улов - раньше
я все приносил в базовый лагерь, где и занимался разборкой). Следующим
этапом был уже полностью самостоятельный поход на гору Семашхо (1030
м),
с двумя ночевками. За ним, через год, последовал четырехдневный поход
на Шесси (1839 м). Далее было хождение вверх-вниз по Безенгийскому
ущелью (от Безенги до альплагеря, потом обратно и через перевал в
Чегем), продолжительностью в неделю. И вот таким образом я подошел к
десятидневному походу на Аутль (я перечисляю здесь не все свои
одиночные
походы, а только этапные). Как видите, все было достаточно
благопристойно: если бы в этом деле были какие-то официальные
квалификации, можно было бы, наверно, присвоить звание "одиночный
ходильщик третьего разряда" :-). Наконец,
добавлю еще один аргумент этического порядка. В общественной
пользе спортивного туризма сомневаться нельзя. Но если сравнить его в
этом отношении с наукой - что будет весомее? Полагаю, что все же наука.
Тем более, если мы возьмем туриста-спортсмена, который почему-либо
захотел пройти в одиночку какой-либо маршрут. Много ли пользы он
принесет кому-то, кроме себя? Даже если взять великих солистов - и о
них
ведь спорят: приносят ли они пользу, выявляя границы человеческих
возможностей, или вред, поскольку, глядя на них, и другие могут
ввязаться в такое же опасное предприятие. А ученый, в одиночку
собирающий в горах материал для своей работы?... - Польза для общества
несомненна - то есть, конечно, не от того, что он ходит именно в
одиночку, а от его работы. Возьмем в качестве примера мою специальность
-
паразитологию. Все представляют себе, что такое энцефалит, тиф или,
скажем, чума. Очевидно, что изучать такие вещи необходимо; знание о
переносчиках этих болезней здесь играет не последнюю роль (энцефалит
переносят иксодовые клещи, чуму - блохи, тиф - вши; клещи-краснотелки,
которыми я занимаюсь, также переносят одну из разновидностей тифа,
распространенную в Юго-Восточной Азии). Не буду говорить о значении
чистой, фундаментальной науки - ограничусь прикладным аспектом. Итак,
я не призываю никого ходить в одиночные походы (тем более, что и
сам их не очень люблю), однако надеюсь, что читатель сможет оценить
приведенные выше аргументы и с пониманием отнестить к моему выбору.
Полезные ссылки на тему об одиночных походах:
Ицкович Ю. Соло - восходители, герои или самоубийцы?
Захаров П.П. Несколько рассуждений советского альпиниста о стиле восхождений - "соло".
Стариков Г.А. Ах, как хочется жить!
Штюрмер Ю.А. Опасности в туризме, мнимые и действительные (проблемы профилактики травматизма в туристских путешествиях). - В главе "Определяющая роль дисциплины и сознательности" представлен традиционный советский взгляд на "одиночное хождение".
|