Главная > Тексты
> Философия
> Общество
Тьмы низких истин мне дороже
Лет десять назад, когда я еще ездил на работу из
Петергофа на
электричке, там собирал у пассажиров деньги один цыган. Он полз по
проходу на такой кожаной подстилке, отталкиваясь руками - типа,
безногий
парализованный инвалид. Доползши до конца вагона, он вставал, брал в
руки свою подстилку, переходил в соседний вагон, там опять садился на
пол и полз дальше. При его появлении в вагоне тут же начинался звон
денег и шелест купюр.
Не
следует поддаваться первому впечатлению и
думать, будто здесь мы наблюдаем обыкновенный цинизм: цыган-де
специально плюет в душу лохам, которых обирает, показывая свое
превосходство над ними. Нет, здесь точный психологический расчет и
стремление к максимизации прибыли. Неверно также, что попрошайка
ориентируется на действительных лохов, людей на грани психической
адекватности, которые, видя ползущего инвалида, сразу забывают, что
только что он вошел в вагон своими ногами. Таких людей не столь уж
большой процент - за их счет много не соберешь. На самом деле, цыган
только делает вид, что обманывает, а рассчитывает
он на тех людей, которые, в ответ на это, охотно сделают вид,
что они обманулись. Этих людей очень много - их большинство.
Если
бы попрошайка действительно пытался обмануть, натурально изображая из
себя несчастного, попавшего в трудную ситуацию, большинство заподозрило
бы, что их обманывают, или допустило, что их могут
обманывать - а никому не хочется быть невольно
обманутым
(т.е. лохом). Поэтому таким не то чтобы совсем не подают - но подают
меньше. Цыган же не пытается обмануть - он только предъявляет знак
"нищий", в ответ на который пассажиры предъявляют знак "милостыня".
Знак
предъявляется именно как знак, как чистая условность, отсюда детали, намеренно
противоречащие образу "безногого инвалида".
Мотив,
который движет благотворящими пассажирами, тоже не следует упрощать.
Неверно, что они, отдавая деньги, думают про себя: "Гори в
аду,
мразь, а
мне за милостыню будет мзда на небесах!" Нет, удовольствие они получают
от того только, что у них есть повод играть роль благотворителя. Должно
быть некое разнообразие социальных ролей, от смены которых человек
получает приятное сознание своей свободы и, одновременно, включенности
в
общество. Цыган очень качественно оказывает пассажирам эту услугу, не
допуская никаких связей своей "игры в милостыню" с тревожащей и
вызывающей сомнения реальностью нужды. Пассажиры знают, что их не
пытаются обмануть - они знают, что цыган знает, что они
воспринимают его маскарад именно как маскарад.
Все эти соображения очевидным образом приложимы и
к современной политической ситуации. Избиратели должны
сознавать фиктивность
выборов - только тогда большинство охотно пойдет к избирательным
участкам, чтобы примерить на себя роль "избирателя". Цинизм власти,
скорее всего, не "естественный" - т.е. они ведут себя определенным
образом не потому, что "считают народ быдлом" - а вызванный холодным
социологическим расчетом. Отсюда я могу вывести стопроцентно
точный политический прогноз. Я могу уверенно сказать, когда именно в
России наступит демократия. Она наступит тогда, когда пассажиры в
электричке перестанут подавать нищим :)
Александр
Стекольников, 2011
Источник: http://trombicula.livejournal.com/144596.html
|